?

Log in

Записки · постороннего


Небо над Берлином/Der Himmel über Berlin/ Wings of desire (Вим…

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Небо над Берлином/Der Himmel über Berlin/ Wings of desire (Вим Вендерс, 1987)


Лежа на диване с температурой 38.5, я смотрела кино, на обложке DVD которого было написано: «Не одно поколение зрителей буквально бредило картиной Вендерса». Я сразу почему-то представила безумных киноманов, помешанных на этом фильме, с горящими глазами без конца повторяющих одни и те же фразы из него.

«МКФ в Канне – Приз за лучшую режиссуру». От картины сразу повеяло культовостью. Надо было нажать на кнопку Play, предварительно очистив разум от подобных внушений. Это вполне реально, когда голова и так плохо воспринимает происходящее. Открыты и вывернуты наружу только чувства. Уровень эмоционального восприятия на грани лихорадочного бреда зашкаливает.


Play

«Когда ребенок был ребенком,
он ходил, опустив руки,
он хотел, чтобы ручеек был рекой,
река – бурным потоком,
а эта лужа – морем.
Когда ребенок был ребенком,
он не знал, что он ребенок.
Все его воодушевляло,
и все души сливались в единое целое.
Когда ребенок был ребенком,
у него не было ни суждений, ни привычек.
Часто он садился, скрестив ноги,
а потом срывался и бежал.
У него были густые вихры,
и он корчил рожи, когда его фотографировали».

Я слишком привыкла просто смотреть, привыкла пропускать мимо себя слова, они все чаще становятся фоном. Но не теперь. Мне пришлось напрячь все свои силы, чтобы слышать и видеть – не упустить ни звука, ни детали.

«Когда ребенок был ребенком,
это было время вопросов:
почему я – это я?
и почему я – это не ты?
почему я здесь? почему не там?
когда начинается время
и когда кончается пространство?»

Мне даже не хотелось вникать в то, что происходит. Кто этот человек, который ходит то здесь, то там и слушает чужие мысли? Почему никто не удивляется тому, что он смотрит на них в упор или кладет руку на плечо? Я внутренне пыталась оттянуть тот момент, когда что-то будет сказано. Хотя объяснения не нужны, когда и так все понятно, предельно просто. Но мне было не важно все это: я только слушала.

«Прохожая на улице внезапно, одним щелчком, закрыла зонтик, чтобы вымокнуть под дождем. Слепая, которая искала ощупью свои часы, вдруг ощутила мое присутствие. Это так чудесно – быть духом, вечным свидетелем духовной и только духовной жизни людей. Но, знаешь, иногда мне надоедает быть бесплотным, постоянно парить над миром. Я хотел бы ощутить свой вес, забыть о своей безграничности и почувствовать земное притяжение. Мне хотелось бы при каждом шаге, при каждом порыве ветра произносить «Сейчас». «Сейчас», «сейчас», а не «с тех пор» и «навеки»».

Я лежу и плачу. Теперь мне кажется, что это был самый важный момент: после него, наверное, можно было бы нажать на Stop и убрать диск в коробку. Я уже все поняла. Дальше происходящее только вгоняет и раскручивает осознанное – вглубь меня.

Ангелы – они не понаслышке знают, что такое небо над Берлином. Гудящие, разрывающие слух и сердце самолеты, свист и визг бомб, грохот и звон взрывов, крики и стоны. Они видели горящие дома, плачущих детей, обезумевших матерей. Они слышали каждого. И все равно они захотели спуститься с небес. Ощутить все до предела: боль и радость – от и до, столько, сколько может быть дано человеку…

Для более удивительного и непредсказуемого переплетения реальности и вымысла появляется Коломбо, то есть Питер Фальк, играющий себя, играющего Коломбо. И мне уже кажется, что вот она реальность: Питер Фальк – на самом деле, когда-то был ангелом, спустившимся на землю. Он променял небеса на то, чтобы однажды, холодным осенним вечером выпить горячего кофе, вдохнуть его горький аромат и потереть одну ладонь о другую, чтобы согреть озябшие пальцы.

И снова абсолютно настоящий, сводящий с ума - Ник Кейв. Для меня он – совсем из другого мира. Наверное, поэтому картина постоянно распадалась в моем сознании на несопоставимые осколки. До сих пор мне кажется, что я не смогла ее до конца собрать. Почему во всей полноте я могу ощутить что-то только выключив все остальные органы чувств?

Чтобы услышать, мне нужно закрыть глаза, перестать осязать, ощущать запахи и вкусы. «Небо над Берлином» мне надо еще раз (или не раз?) пересмотреть и переслушать.


«Когда ребенок был ребенком…»


Pause
* * *
* * *
[User Picture]
On June 8th, 2006 06:58 am (UTC), visio_aheron commented:
Я бы посмотрел на твой взгляд, после сеанса...
[User Picture]
On June 8th, 2006 07:15 am (UTC), dopopioggia replied:
Он ушел внутрь)
* * *
[User Picture]
On June 8th, 2006 08:14 am (UTC), no_stairway commented:
Надя, спасибо, чудесный пост, отличный фильм. Как ты уже знаешь, когда-то в аутсайдерах уже писали о нем и о продолжении - фильме "так далеко, так близко" (http://community.livejournal.com/ru_outsiders/6873.html?nc=3 ). Наверное, это и не удивительно - таких фильмов мало и безусловно, они способны вызывать в нас те чувства, которые особенно ценны в любое, не только наше время.


[User Picture]
On June 8th, 2006 08:23 am (UTC), dopopioggia replied:
Спасибо, Друг!
* * *
[User Picture]
On April 30th, 2007 09:12 am (UTC), thornik commented:
Возможно, это кино и входит в некий самопридуманный мир "нестандартного кино", но он ничего не потеряет, если пройдёт как банальная ежевечерняя развлекушка - недалёким людям очень нравится порассуждать о том, где не нужны никакие выводы - просто умение плести мысли.
Посмотри я это кино лет в 16, я был бы потрясён, поглощён, захвачен необычностью и обычностью того мира, где я существую. Но я посмотрел фильм в 30 лет. Разочарование жуткое, особенно после туповатых и натянутых дифирамбов и "мини-рецензий". Суть фильма очевидна до зевоты, всё держится на ощущениях, чувствах. Напоминает какой-то дилетантский фильм "нажал-и-снял" с домашней камерой. Его прекрасная пародия (косвенная) есть в недавно вышедшем "Mr.Bean's holiday", когда показывают начало с мужиком на эскалаторе. :) Увы, этот фильм имеет свои возрастные границы (как и девочковое "The Catcher in the rye"). Хорошо, что вы посмотрели его вовремя - будет что рассказать детям. :)
* * *
On September 10th, 2010 05:21 am (UTC), yarev_mccleave commented:
* * *

Previous Entry · let's go outside · Share · Next Entry